Человек признаётся "венцом эволюции": всё для него и ради него. Турфирмы предлагают возможность постижения "истинного" счастья. Таким образом подобная реклама не раздражает назойливостью, а наоборот, вызывает положительные эмоции у человека, мысленно уносит его в дальние края, где он давно мечтал побывать; открывает ему завесу тайного и сокровенного в предлагаемом направлении, но только настолько, чтобы возбудить интерес и желание испытать данный тур. Развлечение представляется в образах полуобнаженных женщин, столов, полных изысканных блюд и горячительных напитков, плотские утехи, ночные искушения, которым можно и даже нужно поддаться, ни в чём себе не отказывая. Вот каким представляется идеальный отдых современному человеку – человеку-гедонисту. Реклама предлагает ему то, что он хочет от жизни, и в тех понятиях, которыми он привык мыслить. Возможно именно поэтому в туристской рекламе, главным образом в рекламе международного туризма, всё меньше внимания уделяется ценности самой природы как идеала красоты, свободы, чистоты, уюта, в общем, совершенства. Всё чаще и в большем объёме используются символы техногенного мира, сотворённого руками человека и находящегося под "полным контролем" человеческой мысли, в отличие от необузданной стихии под названием "природа". Значит, люди, "западный мир", не мыслят себя вне власти "каменных джунглей". В этом смысле интересны особенности Сибири как огромного и очень перспективного туристского центра. Здесь уже превалирует природа как основное условие полноценного отдыха, как источник здоровья и долголетия, как особая ценность в жизни российского общества в целом и каждого человека в отдельности.
Природа Сибири изобилует уникальными объектами, представляющими большую ценность в туристической мотивации потребителя, в выборе именно данного направления. Богата Сибирь и культурными традициями. Огромно то культурное наследие, которое несет в себе эта земля. Восток и запад сходятся и порождают особую евразийскую культуру, особое мышление и самосознание. Алтай, Саяны, Байкал давно влекут многочисленных туристов, многие из которых не ищут комфорта и развлечений в этих краях, они держат путь к самим себе, преодолевая перевалы, бурные горные реки, восходя на величественные и грозные горные вершины, пробираясь сквозь заросли тайги, прокладывая новые тропы. Именно этим наши края экзотичны для западного человека и его культуры. Здесь действуют законы природы, которая не каждому позволяет прикоснуться к своей красоте и почувствовать ту энергию Вселенной, о которой говорят многие востоковеды. Если Алтай и Байкал более или менее развиты в смысле туристской структуры, то Саяны – вообще почти не тронуты. Эти направления хороши для активного отдыха, спортивного.
Естественность – вот что влечет иностранных туристов на алтай, особенно южные районы Горного Алтая. Природа – туристическая ценность нашего края, главная цель путешествия туристов из дальних областей и стран. Но по характеру местной туристической фирмы можно понять, каковы основные целевые группы местных турфирм: рекламируются бары, сауны, рестораны среди гор и немного информации о радиальных походах, природных объектах. Тем самым турфирмы отталкивают тех, кто не занимается алкогольным и матрацным туризмом.
Экстрим – всё более распространяющийся среди молодёжи стиль. Возможность уйти от Социума и акцентировать внимание на самих себе.
Путешествия для экстрималов, нарушающих обычные представления людей о возможном, отрешаясь от общественных норм и правил поведения ради новых ощущений, которые дают почувствовать настоящую свободу, испытать себя на краю, утвердить себя и свой образ в собственном сознании – всё тот же поиск смысла жизни.
Образ экстримала-путешественника – это образ отшельника, отвергающего общественные представления о жизни и ищущего других смыслов и ценностей.
Выбирая экстремальные виды спорта, человек заявляет о себе, раскрывает себя. Говорят о целой культуре экстремалов, но на самом деле эта культура не имеет идейного содержания, она составлена из множества человеческих амбиций и эгоистических воззрений. Поэтому можно назвать лишь самые часто выкрикиваемые ценности, которые также используются в рекламе подобных направлений: свобода, риск, движение, стремление быть непохожим на остальных. Девиз экстрима: "Возможно всё".
Как правило, такой образ жизни требует немалых денежных средств, поэтому клиентами экстрим-туров обычно являются люди молодые, состоятельные и бесцельные. Они также относятся к индивидуальному туристу, хотя некоторых можно назвать туристами-бродягами, которые обычно не пользуются услугами турфирм. Экстремальный отдых – возможность самовыражения и возможность заняться любимым делом.
Стиль философа – ориентирован на людей-паломников, на людей-тропинок, которые всю свою жизнь находятся на пути поиска смыслов: жизни, мира, самих себя. Это туристы-исследователи и туристы-бродяги. Они стремятся к познанию, самосовершенствованию, поэтому для них разработаны приключенческие и экзотические туры, высококатегорийные туристические походы, экспедиции и т. д., но чаще они не пользуются услугами турфирм. Может быть потому, что не было предложено того, что требовалось. Сейчас появляются фирмы, предлагающие подобные туры. Наверное больше всего приводит в негодование людей этого стиля реклама предложений покорения горных вершин. Подобная мысль более подходит для мышления экстремалов, чем философов. Стиль философа основан на ценностях самосовершенствования, познания, свободы (но не в понимании экстремального стиля как свободы от всего и от всех, а свободы мышления, творчества, преодоления стереотипов мышления), стремление к истине, к глубинам человеческого существа.
Стиль философа часто предполагает опасность и риск, но, в отличие от экстрима, риск здесь – средство, а не цель. Западная культура, её ценности, идеалы, стереотипы и модели поведения становятся общепризнанными во всём мире. И только немногие отвлекаются от обаяния западной модели мира и пускаются в дальний путь познания самих себя и окружающего мира, в восточную культуру или, вообще, отрекаются от остального мира и вступают в игру между жизнью и смертью, сливаясь с природой. В этом состоит их идея, смысл существования. Туризм воспитывает уважение к культурным ценностям, любовь к природе, является фактором и условием общения людей, взаимопомощи и уважения друг к другу, ориентирован на созидание и приумножения жизненных сил человека. С этой стороны туризм особенно интересен для социологии как источник жизненных сил.
Главные идеи туризма – идеи свободы и красоты жизни, дружбы и взаимопомощи. Один человек не в силах противостоять препятствиям на своём пути, только вместе мы способны преодолеть любые перевалы.
Посвящается Гиперборею
Sayan © 24 октября 2002г.